Справочная информация

12.09.2009
Бразильский подход
В 70-х годах прошлого века бразильские власти назначили мэром города Куритиба, расположенного примерно в 350 км от Сан-Паулу, 33-летнего архитектора и инженера Джейма Лернера, возглавлявшего местный институт исследований городского планирования. Ему было поручено осуществить комплексную реконструкцию города. Стратегический план, разработанный Лернером, предполагал децентрализацию города, развитие системы общественного транспорта и улучшение экологии.

Прежде, чем приступить к строительным работам, городские власти скупили в пригородах Куритибы землю и начали возводить на ней недорогое жилье, школы, клиники, детские сады, парки, продовольственные магазины, культурные и спортивные центры. Благодаря этому предместья стали активнее заселяться, а у их жителей отпала необходимость в поездках в центр города.

Мэрия отказалась от уничтожения расположенных в центре зданий для расширения автодорог: было решено довольствоваться существующими улицами. Было создано пять связанных осей города, три параллельных проспекта реконструированы: по среднему организовано двустороннее движение автобусов-экспрессов, а по боковым полосам – автомобильное движение к центру и от центра города. Пять основных транспортных артерий соединены кольцевыми дорогами.

Вокруг города возникли пять жилых районов, каждый из которых соединен магистралью с центром города. Жилые кварталы сосредоточены вдоль основных транспортных артерий. Такая планировка в сочетании с эффективной системой общественного транспорта позволила разгрузить городской центр. овые здания, расположенные ближе всего к маршрутам автобусов, могли иметь площадь, в 6 раз превышающую площадь занимаемого ими участка. Для зданий, удаленных от транспортных магистралей, это отношение уменьшалось до единицы. На окраинах строятся новые улицы (за последние годы на городской карте их появилось более 1800), вдоль которых располагаются предназначенные для продажи участки земли. При покупке у города земельного участка будущий домовладелец дополнительно получает два саженца деревьев и бесплатную консультацию с архитектором. Создана так называемая "улица технологий", на которой каждый дом построен с использованием различных строительных систем.

В центре города были созданы общественные зоны, пятьдесят кварталов в центральных районах города превращены в пешеходные зоны. Поначалу строительству пешеходных зон сопротивлялись владельцы магазинов и автомобилисты. Однако, Лернер проигнорировал их требования. «Город – это тонкий организм. Хотите оздоровить его? Втыкайте иголки быстро, как китайские врачи, – тогда не будет больно», - заявил он в одном из интервью. Главная автомагистраль, проходившая через центр города, была закрыта в пятницу вечером. А уже в понедельник утром в Куритибе появился первый участок Цветочной улицы – черно-белая мостовая, кадки с цветами, новые фонари. Разъяренные автомобилисты решили устроить марш протеста. Но, прикатив к месту строительства, обнаружили, что на бывшей проезжей части раскатаны огромные полотнища бумаги, на которой радостно рисовали собравшиеся из окрестных домов дети. Конфликт был исчерпан.

Проектировщики отдали предпочтение общественному транспорту, а не частным автомобилям. Было разработано пять типов автобусных маршрутов, позволяющих горожанам без проблем и излишних расходов добраться в любое место города. Первый тип - экспресс-линии, проходящие вдоль пяти основных транспортных артерий города. Второй тип маршрутов - скоростные "двойные" автобусы, также курсирующие по внутренним "автобусным" полосам трасс. Третий тип маршрутов - скоростные автобусы, проходящие как вдоль основных транспортных артерий, так и по крупным городским улицам. Четвертый тип маршрутов связывает городские районы, расположенные между основными магистралями. И, наконец, пятый тип - густая сеть относительно коротких маршрутов, покрывающая всю территорию города.

На скоростных маршрутах автобусы идут мимо поднятых над землей стеклянных цилиндров, параллельных автобусному маршруту и примыкающих к нему. Вход в них осуществляется через турникет. В часы пик автобусы-экспрессы отправляются каждую минуту. Светофоры переключаются из автобуса, что обеспечивает им приоритет в движении - все это позволяет в среднем перевозить в 3 раза больше пассажиров в час, и в 3 раза быстрее, чем в традиционном автобусе. Каждая скоростная автобусная линия перевозит 20 000 пассажиров в час (примерно столько, сколько и метро). Система автобусного сообщения находится на полном самофинансировании за счет платы за проезд: она покрывает все расходы и позволяет частным эксплутационным фирмам работать с прибылью. Частные компании финансируются из фонда, в который поступают доходы от всех видов общественного транспорта.

В городе устроены 160 км хорошо спроектированных, отделенных от проезжей части велосипедных дорожек двух типов - ровных для спокойных прогулок и холмистых для спортивного катания. Эти дорожки объединены в единую сеть с улицами, автобусными маршрутами и парками. Специальные автобусы, такси и другие услуги предусмотрены для инвалидов, включая доставку в 32 специализированные школы. На территории города имеется 31 парк, 30 из которых разбиты в последние десятилетия.

Упорядоченная модель развития привлекла в Куритибу индустриальных гигантов – Bosch, Philip Morris, Renault, Volvo, Volkswagen. Однако, рост числа рабочих мест не поспевает за бурным ростом населения. Растет и преступность. За десять последних лет вдвое увеличилось число убийств. Не решена проблема самостроя: в стихийно возникших трущобах до сих пор живут около 4–5 тыс. семей.


назад к списку...